Учитель года Ибрагим Багаев рассказал о том, каково это работать пресс – секретарем, чем отличаются школьники 2023 года от своих сверстников 5-летней давности и почему ему не нравятся частные школы.

Заинтересовать современного школьника весьма непросто. Мир разнообразен, и источники знаний самые невероятные. Учитель года Ибрагим Багаев понимает, что задача педагога не только в том, чтобы передавать знания, но и  в том, чтобы ученик эти самые знания мечтал получить.

Агентству Иринформ Ибрагим рассказал о том, каково это работать пресс – секретарем, чем отличаются школьники 2023 года от своих сверстников 5-летней давности и почему ему не нравятся частные школы.

 

– Ибрагим, еще совсем недавно читали про тебя в СМИ, что ты стал учителем года. Потом узнали, что ты перешел работать в пресс-службу Министерства образования и науки. А сегодня, насколько мне известно,  место пресс-секретаря вакантно. Ты снова решил вернуться в школу?

Я ведь не покидал образование. Я в образовании уже 5 лет, из них 3 года в школе. Даже перейдя на работу в министерство образования и науки, я все равно оставил себе часы в школе, продолжал работать. Я всегда говорил, лучшее, что со мной случилось в жизни, это то, что я попал в среднюю школу села Заманкул в правом береге 12 декабря 20-го года. Я тогда вернулся из Москвы, продолжал юридическую практику и принял, казалось, странное решение, потому что был далек от образования. Как оказалось, не так уж и далек. Когда в декабре прошлого года я одним из самых молодых в нашей стране прошел федеральную систему аттестации на руководителя общеобразовательной организации, в мае уже ждал предложения о конкретной школе. Но получил очень неожиданное предложение от министра образования Эллы Алибековой, возглавить пресс-службу министерства. Это было очень неожиданно. Элла Маирбековна позвонила, предложила место, и я, не раздумывая, согласился. Еще в студенческие годы я понял, что любая работа – это опыт. И, отработав почти 4 месяца, могу с уверенностью сказать, что это мощная переподготовка. Как педагог, считаю, что у меня есть те навыки и компетенции, идеи и проекты, которые я могу успешно реализовать в образовании. Я уверен, что эти проекты дадут результат.

-Какой должна быть, на твой взгляд, современная школа?

Каждый раз, когда мне задают этот вопрос, я даю совершенно разные ответы. Единого понимания того, какой должна быть идеальная школа, нет. Школа – это ведь живой, динамично развивающийся организм. В нем есть дети, педагоги, административный персонал, родители, общество. И у каждого из них свое видение школы. Что касается меня, я считаю, что современная школа должна быть гуманной. Я очень рад, что сейчас большое внимание уделяется системе образования. Нам необходимо отойти от казарменно-полевого принципа организации школы к более индивидуально-гуманистическому подходу. Ведь мы работаем ради и для детей. Очень важно, чтобы школа создала условия, в первую очередь, для детей. Задача современной школы – раскрыть гениальность и неповторимость каждого ребенка. И научить его этой гениальности.

– Современные ученики разительно отличаются от их сверстников 20-летней давности? Или это не так?

 

Современные ученики кардинально отличаются от учеников пятилетней и даже годичной давности. Мы вынуждены учитывать глобализацию, стремительно меняющийся мир. Меняются экономики, политические системы, социальные структуры общества. Сегодня, и я очень рад это видеть, выпускники совершенно четко понимают, чего хотят от жизни. Кто-то хочет заработать побольше, построить бизнес, кто-то хочет строить политическую карьеру, стать врачом и преуспеть. Да, отчасти дети стали меркантильнее. Но то, что они амбициозны и хотят утвердиться не за счет других, а за счет себя, это мне нравится. В каждом поколении есть свои плюсы и свои минусы. В первую очередь, все зависит от системы воспитания в каждой конкретной школе. Круто, что в стране формируется «золотой стандарт» воспитания в школе.

 

– Чему можно научить сегодняшнюю молодежь, а что даже и не стоит пытаться делать?

Я постоянно учусь у своих детей. Как-то моя школьная учительница Надежда Ильинична Гуриева сказала мне: «Учитель остается настоящим только тогда, когда уже став учителем, продолжает учиться у своих учителей». А мои ученики, безусловно, мои учителя. Я у них учусь, под них подстраиваюсь, стараюсь выбрать интересные им урочные, внеурочные формы и методы работы. Гибкость современного поколения детей, их умение перестраиваться – это то, чему нужно учиться. Мне сложно сказать, чему учиться не стоит, ведь я безумно люблю каждого ученика. Каждый день я сталкиваюсь с их достижениями, победами, разочарованиями и понимаю, насколько это мои дети. Но то, что нашей молодежи стоит быть более душевными – это точно. Но, если у молодежи есть недостатки – это наши недостатки. Недостатки учителей и системы образования.

– Ты  используешь какие-то дополнительные средства, чтобы ребята прониклись твои уроком? Смотришь с ними фильмы, ходишь в театры?

Ты знаешь фильмы, театры – это все круто, это все правильно, но это, наверное, уже прошлый век. Когда я пошёл на Всероссийский конкурс «Педагогический дебют» в 2020 году, то на тот момент я уже начал внедрять в свою педагогическую практику высокие IT технологии. И мне это так сильно нравилось. Когда я начал детям показывать уроки с виртуальной реальностью , с дополненной реальностью, ты не поверишь – это было так круто, так эмоционально, так эффектно и так результативно , что я начал писать статьи. Писать диссертацию, которую очень надеюсь, что в скором времени защищу. Я сторонник того, что книга – это не источник знаний. Это источник систематизации и повторения. А знания – это многочисленные источники. И как бы со мной не спорили мои коллеги – это интернет. Я никогда не мог понять коллег, которые борются с телефонами в школе или с гаджетами. Ты учитель, ты покажи этому ребёнку, как в учебе этот телефон может помочь – архив, онлайн архивы. Есть замечательный портал «Фамильное древо», где дети могут создавать свое семейное древо. Это сайт интегрирован с федеральными архивами. Он помогает даже при наличии минимальной информации создать свою родословную. Когда мы изучали тему Петра Великого, я показал детям видео в интернете с элементами дополненной реальности, когда ты через свой смартфон попадаешь на поле боя Полтавской баталии. Это же круто! Это современно! Это интересно! Да, классические варианты преподавания – это  прекрасно, но ничего нам, учителям, не запрещается их совершенствовать и улучшать.  Я всегда говорю, говорил и буду говорить: «Методика и технология не ради методики и технологии, а для детей и ради детей». Если мы хотим дать качественное образование, то в центре должен быть ученик и его будущее.

 

– Школа сегодня – это ведь больше про общение. Обучиться можно всему чему угодно с помощью компьютера. Существуют в открытом доступе онлайн-курсы и программы, которые можно скачать или обучаться в прямом эфире. Какое значение имеет сейчас учебное заведение?

Я отчасти уже ответил на этот вопрос. Повторюсь, что современная школа – это ключевой институт социализации личности. И вот за этой высоконаполненной терминологией очень простая сущность. Ребёнок приходит в школу не только для того, чтобы учиться. А чтобы найти себя в жизни, найти свои ориентиры. Найти тот проблеск света, который приведет его к счастливому завтра. Поэтому современная школа – это в первую очередь институт социализации. Это воспитательная среда. Это мощнейший фактор для будущего. Обрати внимание, что сегодня у многих школ сформировались ассоциации выпускников, фонды выпускников. У меня подход простой – школа должна учить ребёнка так, чтобы когда этот ребёнок стал успешным человеком, он понимал, что это заслуга его школы. И будучи бизнесменом, например, он должен помогать своей школе. А когда ребёнок десятилетиями после выпускного не посещает школу, явно с этой школой было что то не то. И она не справлялась со своей функцией. Я с упоением вспоминаю свою школу времен Дзуцевой Людмилы Петровной. Она гениальный человек. И я надеюсь, что гениальность этого директора передалась и мне.

– Чему нужно учиться сегодня в школе, чтобы через 10-15 лет не переучиваться? Какие предметы наиболее востребованы в современном мире, а какие можно позабыть?

На этот вопрос нет однозначного ответа. сегодня невозможно сформировать академическую базу, которую не придется лет через 5-10 расширять. Мир, профессиональные компетенции, рынок труда меняются стремительно. Даже получив диплом магистра или бакалавра МГУ или ВШЭ, нет гарантий, что тебе не придется переучиваться. Сегодня ты пошел работать по диплому, потом тебе надоело, и ты идешь обратно учиться. Мне очень нравится современная система повышения квалификации. Я, например, сейчас прохожу курсы повышения квалификации ВШЭ, одновременно курсы проф переподготовки РАНХиГС. И все это онлайн. Сегодня у человека должны быть компетенции 3-х групп. Выпускник 11-го класса должен с закрытыми глазами разбирать и собирать системник. Должен владеть базовыми навыками работы с информацией, не просто «Окей, Google», а аналитический, системный поиск информации. Второе, это грамотность. Речевая, стилистическая, пунктуационная грамотность. Третье, это так называемые гибкие навыки, soft skills, навыки коммуникативного свойства. Школа должна научить ребенка строить общение с людьми, научить быстрой адаптации в коллективе.

 

 

– Советская школа не только учила, но и воспитывала. В последние годы обучение было больше образовательной. Нужно ли возродить старые традиции, например, с приходом домой классного руководителя в случае необходимости?

Советская система образования была системой будущего, она опередила свое время. Была учреждена Академия Педагогических Наук, сегодня Российская Академия Образования. Это говорит о том высоком уровне, на котором было образование. Образование – это симбиоз: 50 процентов обучения, 50 процентов воспитания. Нужно добиваться «золотой середины». Бывает, встречаешь образованного, но совершенно невоспитанного человека. Бывает, и наоборот. «Золотая середина» необходимо. Мы также должны воспитывать патриотов нашей страны.

 

– На твой взгляд, есть проблемы с содержанием школьных учебников?

Что касается учебников, если мы говорим про гуманитарные науки, то даже в рамках Владикавказа в школах преподавали по разным учебникам. Это проблема. Учебник – не просто инструмент систематизации знаний, это мощнейший идеологический инструмент. Хочешь уничтожить нацию, перепиши ее учебник истории. Сегодня мы пришли к единому учебнику истории. Мы отходим от европейской системы и наконец-то учим детей тому, что Россия – великая страна с неповторимой, многообразной и уникальной историей. Что касается точных наук, вопросов много. В основном, они касаются того, что материал, который представлен в учебниках по физике и химии, далек от жизни. А ведь физика и химия – это науки о жизни. Если мы даем какие-то примеры и задачи, это должны быть задачи из жизни. Над этим надо работать.

– Как думаешь, появится ли больше платных школ в ближайшее время?

Я против частного образования в России. В отличие от запада, у нас нет традиции частного образования. У нас государственный подход к образованию. Но я выступаю за государственно-частное партнерство в сфере образования. Не должно быть такого, что в одной школе дают качественное образование, а в другой нет, и при этом у них одинаковое финансирование. Я убежден, что если школа дает качественное образование, в эту школу большой конкурс, такая школа должна получать от государства дивиденды. Я за то, чтобы школа привлекала частные инвестиции, создавала целевые эндаумент-фонды, создавала ассоциации попечителей-благотворителей, привлекала венчурные инвестиции. Я за такую школу, школу с гос. фундаментом и заинтересованностью частного сектора, малого, среднего и крупного бизнеса.

Один из примеров качественного государственного финансирования – наша республика. Сергей Меняйло очень много делает сейчас для системы образования. Образование переживает «ренессанс». Строятся новые школы, детские сады, открываются кванториумы, точки роста. У нас появился замечательный центр развития «Вершина». Начали взаимодействовать с Курчатовским институтом, скоро откроются курчатовские классы. Мы наконец-то начали заниматься профильным и предпрофессиональным образованием в школе. Процветает кадетское образование. На закрытии конкурса профмастерства Сергей Иванович объявил, что с нового года в республике будут определять гранты лучшим школам за их вклад в образование. Это круто.

 

Главный редактор Иринформ Яна Войтова.

14 августа 2023 / 13:05