30 января отмечается 100 лет со дня рождения Леонида Гайдая

Его и сейчас называют «королем комедии» и «гением юмора». Самый кассовый
режиссер Советского Союза подарил отечественному кинематографу множество
бессмертных шедевров.

Картины «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница»,
«Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию» и многие другие вошли в
золотой фонд советского кинематографа. Даже спустя полвека эти ленты продолжают
собирать у экранов миллионы людей и по-прежнему смешат до слез, а целые поколения
зрителей свободно говорят цитатами из его картин.

Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года в г.Свободный Амурской губернии,
но детство маленького Лени прошло уже в Иркутске. Будущий режиссер хорошо учился,
много читал, но часто получал замечания от учителей за нарушение дисциплины: дрался
с одноклассниками и задирал девочек. Еще в детском возрасте Гайдай увлекся
художественной самодеятельностью – с отрывками из произведений Зощенко и
Маяковского он не раз выступал на конкурсе чтецов.

Сразу после школы Леонид Гайдай устроился на работу в Иркутский областной
драматический театр разнорабочим. Там он ставил декорации, убирал сцену и выполнял
поручения актеров. Как сотрудник театра, Гайдай мог бесплатно посещать спектакли, по
его собственным воспоминаниям почти все спектакли он выучил наизусть.
В 1942 году Леонид Гайдай отправился на Калининский фронт под Москву, где в
скором времени получил медаль «За боевые заслуги», но в 1943-м во время
Великолукской наступательной операции, он получил тяжелое ранение — подорвался
на мине. Больше полугода Гайдай лечился: какое-то время будущий режиссер не мог
передвигаться без костылей. Его признали инвалидом и в январе 1944 года он вернулся
в Иркутск.

Там Леонид Иович вернулся на службу в драмтеатр, но уже актером. Сначала
будущему режиссеру давали небольшие роли в комедиях, но вскоре его пригласили
в спектакль по роману Александра Фадеева «Молодая гвардия». Роль Ивана Земнухова
сделала его местной знаменитостью.

В 1949 году Леонид Гайдай переезжает в Москву и поступает во ВГИК, в
мастерскую Григория Александрова. Еще во время учебы Гайдай стал работать в кино:
подрабатывал на съемочных площадках, был ассистентом, выполнял мелкие поручения.
А в 1955 году он сыграл одну из главных ролей в картине Бориса Барнета «Ляна».
Вскоре после окончания института Гайдая по рекомендации Ивана
Пырьева пригласили на студию «Мосфильм». Первые его режиссерские работы – «Жених
с того света», «трижды воскресший» – провалились в прокате и подверглись резкой
критике. Гайдай даже подумывал оставить профессию, но прочитав в одном из старых
номеров газеты «Правда» фельетон Степана Олейника «Пес Барбос»,  решил его
экранизировать.

Для картины Гайдай самостоятельно написал сценарий, придумал главным героям
имена  — Трус, Балбес и Бывалый, которых сыграли  Георгий Вицин, Юрий
Никулин и Евгений Моргунов. Лента под названием «Пес Барбос и необыкновенный
кросс» получилась короткой — всего десять минут, но картина принесла режиссеру
известность, ее номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале,
перевели на несколько языков.

В том же году Гайдай снял второй фильм с участием тех же героев, снова
короткометражный. Для «Самогонщики» Гайдай вновь написал сценарий самостоятельно.
Фильм вошел в состав «Сборника комедийных фильмов», который выпустили на студии
«Мосфильм». После были «Деловые люди» по рассказам О.Генри – фильм стал одним
из самых популярных в 1962 году – его посмотрело больше 20 миллионов человек.
После успеха «Деловых людей» Гайдай решил снять современный фильм —
комедию о советских людях. Картина вышла в прокат в августе 1965 года под названием
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика». За год ее посмотрело около
70 миллионов человек, а на международном кинофестивале в Кракове фильм получил
главный приз — «Серебряного дракона Вавеля».

А после были «Кавказская пленница» (1966), «Бриллиантовая рука» (1969),
«Двенадцать стульев» (1971), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Не может
быть» (1975), «Спортлото-82» (1982) – картины, вошедшие в золотой фонд
отечественного кинематографа и ставшие поистине народными.

В 1990-х здоровье режиссера ухудшилось, а финансирование «Мосфильма»
сократили. Гайдай почти не снимал фильмов, а создавать собственное производственное
объединение или киностудию не хотел. Его последней режиссерской работой стала
картина «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-Бич опять идут дожди».
Ее съемки начались еще в 1991 году, до распада СССР, и проходили в РСФСР и США.
Премьера фильма состоялась в начале 1993 года, а через несколько месяцев Гайдай попал
в больницу из-за проблем с сердцем. Он умер 19 ноября 1993 года в Москве. Похоронили
режиссера на Кунцевском кладбище.

30 января 2023 / 11:52