В рамках подготовки к 1100-летию Осетинскую церковьКрещения Алании отреставрировали

«Осетинская церковь, 1815г.» – Церковь Рождества Пресвятой Богородицы является объектом культурного наследия регионального значения.

По известному осетинскому преданию Дзауджикау (Заурово), это то самое селение, рядом с которым была заложена крепость Владикавказ в 1784 году.

Селение же основал осетин из Тагаурии (с.Средний Тменикау) Дзауг Бугулов. Дзауг, лучший охотник Тагаурии ушел к Трусовским осетинам в с. Коби, а затем решил обосноваться ниже по течению Терека, в предгорной местности. После долгих расспросов о “пустующих” землях, он остановил свой выбор на возвышенном правом береге Терека, у его выхода с гор на равнину. Таким образом, на месте нынешней осетинской слободы (Ирыхъæу) он основал небольшое поселение, названное по праву основателя и первопоселенца Дзауджикау – селение Дзауга. Не вдаваясь в подробности развития крепости, а затем и города Владикавказа, необходимо отметить, что на месте нашей столицы находилось осетинское поселение Дзауджикау-Заурово – Капкай – старый форштадт – Осетинский аул – Ирыхъау- Осетинская слобода, которая и сегодня лежит в тех же исторических границах, что и в 1784 году.

Знаменитая грузинская царица Тамара, в знак особого расположения к осетинам (ее мать была осетинской царевной, по имени Бурдухан, дочерью осетинского царя Худдана, а замужем Тамара была за осетинским царевичем из рода Царазонта – Сосланом Давидом), подарила им икону Иверской Божьей Матери, написанную ее придворным иконописцем после шестинедельного поста.

Икона, хранившаяся в Куртатинском ущелье трижды оказывалась невредимой после пожаров в храме, за что прославилась, как чудотворная. Осетины – переселенцы из Куртатии и Тагаурии выбрали местом поселения нынешний Владикавказ и основали осетинский аул Капкай. Питая глубокую веру к своей древней святыне – Богоматери, жители Капкая выбрали поляну к юго-востоку от города с огромным раскидистым деревом, в дупло которого вложили образ Божьей Матери. Все осетины Владикавказа ежегодно в августе собирались на эту «Молельную поляну» для всенародных молитв,

назвав ее в честь Божьей Матери «Ног дзуар».

Городской голова Лилеев дал разрешение пользоваться священной поляной и лесом (общей площадью 3 десятины).

В 1814 году для удовлетворения религиозных нужд поселенцев крепости и в миссионерских целях здесь, на холме, возвышающемся над всем Владикавказом, была построена маленькая деревянная церковь, которая была открыта в 1815 г., а в 1823 – была освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы. До постройки других церквей во Владикавказе она одна обслуживала более полстолетия почти все православное население города. К ней принадлежали, помимо осетин, русские, грузины (до 1898 г.) и греки (до 1904 г.) до образования у последних своих приходов. Поэтому христиане всех национальностей с предпочтительным благоговением и любовью относились к Осетинской церкви, все считали ее своей.

В путеводителях того времени она отмечалась «как старинное здание и единственное место, откуда открывается восхитительная панорама, как на сам город, так и на его окрестности и величественную цепь гор». Здесь, проповедуя слово Господне на родном языке, служили настоятелями многие известные осетинские священники – просветители: о. Алексей Колиев, о.Михаил Сухиев, о. Алексей Гатуев и другие служители храма.

В ограде церкви расположен пантеон, в котором захоронены не только служители церкви, но и многие выдающиеся уроженцы Владикавказа и Осетии, внесшие неоценимый вклад в науку, литературу, искусство, военное дело, а также видные государственные деятели нашей страны. Среди которых нельзя не отметить Коста Хетагурова, Васо Абаева, Заурбека Калоева, Арсена Коцоева, Владимира Тхапсаева, Ивана Джанаева (Нигер), Леонида Скитского и многих других представителей нашего народа (более 100 захоронений), которыми всегда будет гордиться Осетия.

3 марта / 11:30